Как замедлить старение: новые исследования готовят революцию в подходах к питанию и диетам


Новые исследования показывают, что употребление меньшего количества белка может продлевать жизнь и улучшать здоровье, ставя под сомнение прежние представления.
От протеиновых добавок до зерновых батончиков, насыщенных белком, тренд «proteinmaxxing» — то есть употребление очень большого количества белка — стал одним из важнейших трендов в сфере здорового образа жизни этого десятилетия. Однако в условиях стареющего мира новые исследования показывают, что ограничение белка может оказаться более разумным путем к более долгой и здоровой жизни, пишет Евроньюз.
Проанализировав более 300 исследований, ученые из Университета Висконсин–Мэдисон в США пришли к выводу, что, хотя официальные рекомендации часто предполагают высокобелковую диету, появляется все больше данных о том, что ограничение белка может снижать риск возрастных заболеваний, таких как диабет и рак.
На фоне старения населения мира все более актуальным становится поиск способов, которые способствуют здоровому старению и снижают бремя заболеваний пожилого возраста.
Нет никаких сомнений, что белок благоприятно влияет на рост мышц и реакцию организма на физические нагрузки у активных людей, — заявил в пресс-релизе автор исследования Дадли Лэмминг.
Однако, по его словам, поскольку большинство людей ведет скорее малоподвижный образ жизни, вероятно, они употребляют больше белка, чем им действительно необходимо, а это может иметь негативные последствия для здоровья.
Исследование показало, что низкобелковая диета улучшает обмен веществ: уменьшает количество жировой ткани, увеличивает расход энергии и стабилизирует уровень сахара в крови.
В исследованиях с участием людей и животных более низкое потребление белка приводило к улучшению контроля уровня глюкозы и уменьшению количества жира в организме, даже если общее количество потребляемых калорий было выше.
За этот эффект в значительной степени отвечает так называемый «защитный гормон» FGF21. Его уровень повышается при низком потреблении белка и помогает организму более эффективно расходовать энергию.
Ученые также обнаружили, что уменьшение потребления белка запускает в организме режим «ремонта и уборки», называемый аутофагией. В ходе этого процесса удаляется «клеточный мусор» — поврежденные белки и фрагменты клеток, что помогает поддерживать клетки в более молодом и функциональном состоянии.
Однако авторы исследования подчеркивают, что низкобелковая диета подходит не всем. Ограничивать белок не следует, в частности, беременным женщинам, растущим детям, которым белок необходим для нормального развития, пожилым людям, а также пациентам, восстанавливающимся после серьезных травм.
Сколько белка рекомендуют эксперты?
Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов (EFSA) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) устанавливают референсный уровень потребления белка в размере 0,83 г на килограмм массы тела в день.
Обе организации считают безопасным потребление вплоть до двойного значения этой нормы. Однако они отмечают, что данные о последствиях очень высокого потребления белка по-прежнему остаются противоречивыми.
EFSA также отмечает, что данных недостаточно, чтобы точно определить потребность в белке у пожилых людей. Поэтому им рекомендуется употреблять как минимум столько же белка, сколько и более молодым взрослым.
Последние рекомендации призывают людей есть больше белка, но одновременно советуют больше заниматься физической активностью, — говорит Лэмминг.
Вероятно, нам нужно в большей степени индивидуализировать рекомендации по потреблению белка, учитывая не только возраст, но и уровень физической активности, добавляет он.
Авторы подводят итог: многие люди сегодня употребляют значительно больше белка, чем им необходимо, и могли бы выиграть от сокращения его количества. Однако они подчеркивают, что врачам и клиническим исследователям еще предстоит работать над созданием «диеты, адаптированной под конкретного человека» с учетом состояния его здоровья и образа жизни.
- Какие полосы действительно полезны, а какие могут содержать слишком много сахара?
- Эта повседневная привычка оказалась связана со снижением риска смерти на 24%
- Вся правда о гелях для интимной гигиены: плюсы и минусы
- Исследователи выяснили, сколько кофе можно пить без риска для сердца и сосудов
- Почему кофе связывают с долголетием: ученые обнаружили возможный механизм действия

Журналистка, публицистка, эксперт по европейской интеграции и украинско-польскому диалогу. Автор нескольких польских медиа, среди которых еженедельник Polityka, онлайн-издание Oko.press и другие.













