"Панамские документы": российские СМИ забывают о причастности Путина

Телеканалы, близкие к Кремлю, не говорят о друзьях Путина, замешанных в скандале, а концентрируются на его враге Порошенко и обвиняют журналистов ICIJ, пишет Риккардо Амати в статье, опубликованной в издании L'Espresso.

В девятичасовом вечернем выпуске новостей Первого канала, ведущего среди российских государственных телеканалов, "панамские документы" оказались пятыми в списке новостей после Нагорного Карабаха, государственного архива, войны в Сирии и соглашения ЕС-Турция по мигрантам. Ведущая зачитывает сообщение о скандале с офшорными счетами и причастности к нему людей, близких к Владимиру Путину. Она напоминает, что еще за неделю до этого администрация президента предсказывала медийную атаку на Россию, говорится в статье.

В течение полутора минут освещался вопрос о президенте Украины Петре Порошенко, который, судя по "Панамским документам", и не собирался продавать свой конфетный бизнес, как он обещал в ходе избирательной кампании. Затем был репортаж об исландском премьере, который бежал от корреспондентов и их вопросов о его запрещенных счетах. Наконец, Первый канал в течение целых трех минут атаковал одного из журналистов из International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ), Дрю Салливана, американца, который живет в Боснии: "...Это бывший комик, он получил от американского правительства 6 млн долларов", - было, в частности, сказано. В завершение шли комментарии депутата от "Единой России", журналиста, близкого к Путину, и омбудсмена по финансовым вопросам, по словам которого, офшорные компании достаточно прозрачны и этот скандал искусственно раздут. Вслед за этим шел сюжет, в котором расследовалось нелегальное использование офшорных счетов администрацией США, пишет корреспондент.

"Странно, что в наших СМИ самой важной новостью в рамках "панамских документов" была новость о Порошенко, а не о причастности друзей Путина", - говорит Николай Ляскин, оппозиционный политик, правая рука адвоката - борца с коррупцией Алексея Навального. Он отвечает по телефону в окружении полицейских. Его только что задержали вместе с еще тремя гражданами на Театральной улице в центре Москвы", - пишет корреспондент.

Ляскин осуществлял своего рода пикетирование перед зданием Думы. У него в руках был плакат с требованием импичмента президенту. "Количества доказательств и аргументов, содержащихся в "панамских документах", более чем достаточно для импичмента, пусть даже под документами нет подписи Путина, - говорит Ляскин. - В маленькой Исландии десятки тысяч человек вышли на улицы и добились отставки премьера Гуннлейгссона, вовлеченного в скандал. В великой России протестовать запрещено".

Тон и содержание публикаций в газетах, близких к правительству, аналогичны тону телеканалов в том, что касается "панамских документов": атаки на журналиста Салливана, обвиняемого в том, что он получает деньги от ЦРУ, и отрицание реальной причастности Владимира Путина. Странно, однако, что в отношении украинского президента Порошенко аргументы журналистского расследования считаются обоснованными, отмечает корреспондент.

Все дело в том, что в России нет национальных СМИ, которые были бы в состоянии организовать дискуссию о деятельности тех, кто находится у власти, подчеркивают социологи, в том числе директор "Левада-Центра" Лев Гудков. Телевидение проводит массированную пропаганду, следствием чего является почти единодушная поддержка лидера Кремля. Но в России все же есть издания, прекрасно выполняющие свою задачу. Корреспондент называет газету "Ведомости", РБК и телеканал "Дождь", а также радио "Эхо Москвы", еженедельники "Новая газета" и "Новое время", который возглавляет Евгения Альбац, журналистка, член ICIJ. Дело в том, что изданий, критикующих правительство, мало. Их аудитория - в больших городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Но никто в Костроме, в Центральной России, или в Якутске, Восточная Сибирь, не читает "Новое время" и не слушает дебаты в эфире "Эхо Москвы", пишет корреспондент.

Владимир Путин начал подавлять свободу прессы, как только пришел к власти. Поводом к давлению на СМИ стало исключительное событие: трагедия "Курска", атомной подводной лодки, гордости Северного флота, затонувшей в августе 2000 года. Причины гибели АПЛ так и не были официально объявлены. "История "Курска" еще не закончена", - сказал тележурналист ОРТ Сергей Доренко, обещая новые подробности в специальной программе, вскрывавшей ложь Кремля в отношении этой истории. ОРТ тогда был собственностью олигарха Бориса Березовского. Но Доренко ошибался. Никаких новых разоблачений. Его программа была закрыта, а сам он больше никогда не работал на телевидении, сообщает корреспондент.

"Курск" был первой ложью Путина", - утверждает Борис Кузнецов, адвокат семей погибших на подлодке моряков. С той поры, подчеркивает Кузнецов, правительство стало вмешиваться в судебную систему и устанавливать контроль над СМИ: процесс отхода от демократии в России начался, по мнению адвоката, с "Курска". Российский суд обвинил Кузнецова в разглашении тайны, сегодня он живет в США, где ему предоставили политическое убежище.

С тех пор правду замалчивали или манипулировали ею, что подтверждают другие трагедии. Никто не понес ответственности за ошибки, допущенные при освобождении заложников в театре на Дубровке или в школе в Беслане, никто не объяснил инерцию разведки или бесчувственности Кремля перед лицом терактов на станциях московского метро "Лубянка" и "Парк культуры" или в аэропорту Домодедово. Никакой правды о расследовании убийств неугодных для режима журналистки Анны Политковской, бывшего агента спецслужб Александра Литвиненко и политического лидера Бориса Немцова. Отсутствует ясность и в отношении сбитого над Восточной Украиной пассажирского Boeing 777 Malaysia Airlines. Результаты независимых расследований, как кажется, подтверждают версию об ответственности российской стороны: на подконтрольной повстанцам территории находились ракетные установки "Бук". Но и в этом случае кое-кто в Москве подумал, что стоит подтасовать информацию, чтобы замутить воду.

"С тех пор, как генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин строил фальшивые деревни вдоль реки Днепр, чтобы императрица Екатерина II поверила, что в стране все хорошо, русские считаются чемпионами мира по пропаганде. Ложь всегда занимала важное место в истории России, и нет сомнения в том, что и сегодняшний режим использует ее в качестве опоры для своей власти", - пишет корреспондент.

Источник: La Repubblica
Перевод: Инопресса

Рекомендуємо прочитати

Українців попереджають про потужний шторм

Завтра, 22 липня, на Україну насувається шторм....

Це може бути цікавим

Лукашенко пообещал никогда не воевать против Украины

Президент Беларуси Александр Лукашенко заверил, что его страна не будет участвовать в агрессии против Украины, а также не будет позволять это делать другим страна....

загрузка...

Схожі публікації

Дивіться, що пишуть

Полторак: РФ може використовувати навчання в Білорусі для вторгнення

Заплановані на вересень російсько-білоруські військові навчання "Захід - 2017" можуть бути використані Росією для вторгнення....